Психолог о кормлении и воспитании мальчиков Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Озерова Марина   
11.09.2008
Многие психоаналитики утверждают, что материнская грудь – первый объект любви человека.  Именно она пробуждает влечения к жизни и формирование эго (М.Кляйн).
В книге «Зависть и благодарность» Мелани Кляйн настаивает на важности связи младенца с материнской грудью. Дитя, в зависимости от того, может грудь удовлетворить его потребности или, наоборот, разочаровывает его, начинает различать объекты плохие и хорошие". Паскаль Марсон "25 ключевых книг по психоанализу"

Некоторые исследователи (например, Боулби) ставят привязанность к матери выше физиологических потребностей: "Боулби критиковал психоаналитическую теорию за то, что, в ней, как он полагал, на первый план выводится базовая потребность младенца в пище, а привязанность к матери рассматривается лишь как вторичная потребность. По его мнению, для младенца самое главное — ненарушенная привязанность к матери. Он считал, что предрасположенность к привязанности — биологически обусловленная врожденная инстинктивная система реакций, — столь же важный мотиватор поведения младенца, как и потребность в оральном удовлетворении, если не важнее". Роберт и Филлис Тайсон. Психоаналитические теории развития. Часть 35.

К сожалению, нередко встречается у родителей противоположная позиция, при которой привязанность маленького ребенка к матери характеризуется крайне отрицательно. Постараемся рассмотреть этот вопрос подробней. Начнем с того, что каждый этап развития любого живого существа должен пройти так, как задумано Природой, без искусственного ускорения или замедления, и смениться соответствующим следующим этапом. Приведем простой пример: из головастиков, как все мы знаем, получаются лягушата. Но если у головастика отщипнуть хвостик, как делают иногда дети, чтобы "ускорить" превращение в лягушку, этого самого ускорения не произойдет, он просто погибнет.  В психическом развитии картина такая же: если мы, торопясь опередить Природу, нарушаем естественный ход развития, последствия могут быть самые плачевные. В период младенчества (от рождения до года) ребенок ощущает себя одним целым с собственной матерью, он не мыслит себя самого отдельным существом.  В этот период грудное вскармливание по требованию позволяет малышу постоянно утверждаться в надежности и гармонии мира – если матери нет рядом, он испытывает эмоции, похожие на страх умирания (Д.Винникот).  Младенец воспринимает мир только через "призму" матери, он принимает ее реакции на явления, ее речь, ее движения, мимику, настроения.  После кризиса первого года малыш "отделяет себя от матери" внутренне, психологически. Означает ли это, что связь с матерью должна резко и внезапно прекратиться? Вправе ли мы требовать от годовалых малышей  "ослабления привязанности к матери"? Неужели положительные эмоции, нежность, привязанность к маме становятся негативными факторами?

Как уже сказано, все в природе растет и изменяется постепенно, в том числе и ребенок. И один этап не может закончиться вдруг и внезапно наступить другой. Переход от полной и всецелой зависимости от мамы тоже будет постепенным. Годовалый малыш входит в следующую эпоху развития – раннее детство (от года до трех лет). Что характеризует этот возраст?  Хотя завимость от мамы уже не такая сильная, как до года, но она все же очень существенна. Малышу постоянно нужно оказывать эмоциональную поддержку. Он только что перешел (в буквальном смысле!) один из важнейших рубежей – прямохождение.  На него обрушивается лавина новых впечатлений,  которую он не способен переработать в одиночку, он еще не умеет справляться со своими эмоциями. По-прежнему он воспринимает многие явления с маминой помощью – опираясь на ее реакцию.  Грудное вскармливание помогает ребенку расслабиться (сосание), ощутить постоянство маминой близости и поддержки, что формирует умение справиться со стрессами.  

Некоторые могут возразить – например, после детской ссоры малыш, которого мама еще кормит грудью, сразу же бежит  к ней за "утешением", а тот, которого отлучили, "справляется сам". Разве первый – не "маменькин сынок"? Все происходит как раз наоборот. Тот малыш, который бежит за утешением к груди, с большей вероятностью будет раньше справляться со стрессами самостоятельно. Ведь таким образом он усвоит несколько важных уроков: что в любом случае он принят и любим, что у него всегда будет надежная поддержка, что в ответ на свое требование он всегда найдет постоянный источник утешения. Вспомните, с чего мы начали – материнская грудь первый объект любви. Ребенок утверждается в постоянстве и надежности мира и своих привязанностей. А тот, которого преждевременно отлучили в год (или даже раньше!), остается "один на один" с такими эмоциональными переживаниями, на которые он еще психологически не готов. В раннем детстве ребенок многое воспринимает через маму,  с помощью "невидимых связей" грудного вскармливания, невербальных контактов. Так что же делать малышу, которого лишили всего этого? Искать другие (суррогатные) способы удовлетворения. Или же оставаться с загнанным внутрь стрессом, что значит – накапливать в себе отрицательные эмоции, которые обязательно рано или поздно найдут выход. Поэтому так часто приходится сталкиваться со вспышками агрессии у таких малышей.

Должно настораживать не то, что мальчик сильно привязан к матери в раннем детстве, а то, если этой привязанности не существует, или она ослаблена. Если он пережил эту привязанность тогда, когда положено (до трех лет), в будущем ему нечего компенсировать. Именно из тех мальчиков, которых в раннем детстве "отталкивали" матери (психологически), вырастают жестокие люди, всю жизнь ищущие этого недостающего тепла.  

Эта связь с матерью  и  поиск утешения у груди уйдет сама собой, как "хвостик головастика". И чем лучше ребенок проходит этот необходимый этап, тем легче ему перейти на другой уровень, обрести самостоятельность в будущем.

В возрасте около трех лет происходит следующий возрастной кризис (кризис 2-3 лет), когда ребенок требует самостоятельности и независимости.
Второй вопрос, который необходимо обсудить, рассуждая о грудном вскармливании мальчиков – не помешает ли длительное грудное вскармливание верной половой идентификации с мужским полом? И, более конкретно  – не сделает ли длительное грудное вскармливание мальчика женственным (о ужас!) Большое заблуждение считать, что именно тип вскармливания формирует мужественность или женственность. На это влияет общая система воспитания, и уж никоим образом – грудное молоко.

Обратимся к признанным специалистам в области детской психологии, что пишет по поводу "нежностей" с маленькими мальчиками Росс Кэмпбелл, врач-психиатр:

"Маленькому мальчику нужно, чтобы его гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди, ласкали, целовали, - все эти "телячьи нежности", как говорит мой 8-летний сын. Это физическое проявление любви принципиально важно для мальчика и является решающим с самого рождения до 7-8 лет, подчеркиваю, решающим в его развитии! Исследования показали, что девочки до года получают в 5 раз больше физической ласки, чем мальчики. Я уверен, что это - одна из главных причин, что с мальчиками до трех лет гораздо больше осложнений, чем с девочками. В психиатрических клиниках США мальчиков в 5-6 раз больше, чем девочек. И это соотношение резко (еще в несколько раз) возрастает у подростков.

Очевидно, мальчикам необходимо такое же нежное проявление любви (надо учесть, что часто у мальчиков еще большая потребность), как и девочкам в ранние годы развития. По мере того как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком физическом проявлении любви, как объятия и поцелуи, уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Теперь его больше притягивает мужская линия поведения. Вся эта возня, борьба, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость и чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика все эти "медвежьи шалости" - не менее важное средство проявления внимания и физического контакта, чем "телячьи нежности" и девчачье сюсюканье".

Р.Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей.

И еще один, очень интересный, отрывок из его книги:
"Мой друг Руст, крепкий, суровый, непреклонный, настоящий мужчина, морской офицер, обучающий строевой подготовке. У него прелестная нежная чувствительная жена и четверо сыновей-погодков. Руст решил, что его мальчишки должны вырасти такими же, как он, сильными и суровыми. Он и обращался с ними соответственно как с новобранцами: неукоснительная дисциплина, беспрекословное подчинение, никаких поблажек и вопросов, никаких эмоций и "телячьих нежностей"... В последний раз, когда я видел этих мальчиков, даже я был поражен их женоподобностью. Жеманство, сюсюканье, внешность, повадки – все было как у девочек. Вы удивлены. А не следовало бы! Я как врач-психиатр встречаюсь с этим каждый день. Мальчики, чьи отцы суровы и жестоки, как правило, вырастают женоподобными маменькиными сынками. Не проявляя никаких нежных чувств, родители отталкивают своих детей".

Итак, каковы причины того, что мальчик растет "женственным неженкой"?

  1. Как мы читали во втором отрывке – недостаток любви и внимания со стороны отца. Таким образом у мальчика нарушается половая идентификация.  Эта причина устраняется проще всего – папе нужно быть нежнее с маленьким сыном, позволять себе выражать собственную любовь различными способами и не стесняться ее проявлений.

  2. Неполная семья, ребенка воспитывает только мать. В этом случае матери можно посоветовать найти для малыша "мужской пример" для подражания. Пусть мальчик чаще общается с дедушкой, другом семьи, или дальним родственником, кто мог бы представать для него "мужским  эталоном".

  3. В семье доминирует мать, отец не выполняет ведущей мужской роли.

  4. Мальчик нежеланный, родители хотели девочку (особенно влияет желание матери).

  5. Мать подсознательно принимает только "малыша", у нее глубокий страх перед отношениями с подросшим сыном.

  6. Гиперопека, подавление инициативы, авторитарный стиль воспитания матери.


Как видим, разобраться в себе и отношениях с ребенком все же куда сложнее, нежели прекратить грудное вскармливание по мифической причине! Но отсроченные результаты воспитания, которые ждут нас в будущем, стоят наших сегодняшних усилий!

Марина Озерова, педагог-психолог, Израиль. 

Последнее обновление ( 14.10.2014 )
 
< Пред.   След. >